Дата публикации: 02 июня 2022 г.
Страхование от невыезда является не менее важным аспектом при поездках, чем медицинская страховка. Такой полис поможет вернуть затраты за билеты, гостиницу при наступлении страховых случаев.
В статье будут рассмотрены плюсы приобретения полиса страхования от невыезда, перечислены случаи, когда стоит ждать возврата денег, а когда нет. Также статья поможет определить, какие расходы лучше включать обязательно и какую страховую для этого выбрать.
➤ Что такое страхование от невыезда и зачем оно нужно?
➤ Плюсы оформления полиса от невыезда
➤ Гарантированные страховые случаи
➤ Отдельно оплачиваемые страховые случаи
➤ Какие случаи не являются страховыми?
➤ Что влияет на стоимость полиса?
➤ Условия оформления полиса при путешествии по России
➤ Страховые компании с самым широким пакетом допуслуг
➤ Порядок подачи документов в страховую при наступлении страхового случая.
Что такое страхование от невыезда и зачем оно нужно?
Страховка от невыезда дает туристу право воспользоваться денежной компенсацией за несостоявшуюся или незавершенную поездку. При приобретении турпакета она часто автоматически оформляется туроператором или турагентом. Если турист едет в путешествие самостоятельно, он может оформить полис в страховой компании на выбор. В этом случае обязательно приобрести еще и медстраховку.
При заключении договора на страхование от невыезда важно внимательно проверить все риски, при которых будет выплачиваться компенсация. В разных страховых этот список может сильно отличаться.
Также надо помнить, что выплату перечисляют только за фактически понесенные расходы (их обязательно подтверждают документально). Например, сюда не входят компенсация морального вреда или расходы на гостиницу/билеты, если эти деньги туристу удалось взыскать с туроператора/перевозчика.
Помимо этого надо учитывать, что ряд рисков не компенсирует ни одна страховая компания (форс-мажоры и т.д.), о них подробнее ниже.
Плюсы оформления полиса от невыезда
Основной причиной, по которой стоит страховаться от невыезда, является денежный вопрос. Путешественник может быть уверен, что в случае наступления не зависящих от него обстоятельств, из-за которых поездка отменится, он не потеряет средства. Так у него останется возможность запланировать другую поездку, когда все нормализуется.
Еще одним важным фактором является гарантия того, что в отпуске можно будет не беспокоиться о незапланированных ситуациях. Так, если путешествие вынужденно придется прервать по серьезным обстоятельствам, турист сможет получить компенсацию за оставшийся период.
Гарантированные страховые случаи
Почти все полисы страхования от невыезда включают следующие риски:
- смерть застрахованного;
- экстренная госпитализация страхователя;
- травма застрахованного;
- смерть близкого родственника;
- госпитализация близкого родственника;
- порча имущества в очень крупных размерах (потеря или повреждение жилья);
- призыв на воинскую службу, обязанность принять участие в судебном процессе.
➤Смерть застрахованного
Большинство страховых компаний не обозначают срок, в течение которого наступает этот риск при покупке полиса. Автоматически подразумевается, что компенсация будет получена при наступлении обстоятельства с момента заключения договора. Но отдельные страховые указывают конкретный срок. Например, по полису от “Альфастрахования” выплата будет произведена, если страховой случай наступил не раньше, чем за 15 дней до отправления. Это же правило распространяется на смерть близких родственников.
➤Экстренная госпитализация страхователя
Здесь также надо смотреть на условия договора. Если сроки не прописаны, страховка действует на весь срок заключения договора. Но ряд компаний ограничивают этот период.
ВАЖНО! Плановая операция не является страховым случаем.
➤Травма застрахованного
Во всех компаниях страховка покрывает этот риск. Но важно обратить внимание на способ лечения. Некоторые страховые выплачивают компенсацию, только если больной госпитализирован. При амбулаторном лечении в выплате могут отказать.
➤Смерть близкого родственника
Здесь надо, как и в риске, связанном со смертью самого страхователя, проверять сроки, в течение которых действуют условия договора. Помимо этого важно посмотреть, кого страховые компании подразумевают под близкими родственниками. В список входят родители, супруги, дети, а вот по бабушкам, дедушками и т.д. могут возникать вопросы. Некоторые компании относят их к близким родственникам, другие нет.
➤Госпитализация близкого родственника
Алгоритм такой же, как в пунктах выше. Надо проверить, ограничены ли компенсации сроками наступления страхового случая, и уточнить, кого включили в список близких родственников.
➤Порча имущества
Сюда относятся случаи, когда застрахованный потерял жилье или оно получило сильные повреждения, что негативно сказалось на его материальном положении. Повреждение авто, например, к особо крупному ущербу не относится и может дополнительно страховаться в некоторых компаниях.
➤Призыв на воинскую службу, обязанность принять участие в судебном процессе
Эти пункты идут вместе, так как относятся к государственным обязанностям гражданина. Сюда же входят все остальные случаи, когда по уведомлению госорганов турист должно срочно явиться в муниципальные органы.
ВАЖНО! Путешественник не должен знать о такой обязанности до момента оформления полиса о невыезде.
Также страховую выплату нельзя будет получить, если туриста вызывают в суд по факту совершенного им преступления.
Отдельно оплачиваемые страховые случаи
Реже включены в страховку:
- отказ (задержка) в получении визы;
- отказ (задержка) в выдаче визы близким родственникам;
- болезни (при амбулаторном лечении), мешающие поездке;
- обострение хронических болезней;
- отказ во въезде в страну назначения.
➤Отказ (задержка) в получении визы застрахованным/родственниками
Данный риск компенсируется только если документы для получения визы были предоставлены в срок и в полном объеме. Также требуется, чтобы в прошлом не было отказов в предоставлении визы.
Важно! Чаще всего полис надо приобретать ДО момента подачи документов для получения визы. Надо обязательно проверить этот пункт при заключении договора.
➤Болезни (при амбулаторном лечении), мешающие поездке
Как правило, страховые под этим пунктом подразумевают инфекционные заболевания, которые опасны для окружающих. Например, сюда включают COVID-19, ветрянку, коклюш и т.д. Также к страховым случаям относятся ожоги, сотрясение мозга, послеоперационное амбулаторное лечение. В некоторых страховых компенсация выплачивается, если у туриста такое заболевание присутствует в течение определенного срока до поездки. Например, по страховке от “Абсолюта” болезнь должна наступить не ранее, чем за 5 дней до отправления.
➤Обострение хронических болезней
При наступлении такого риска страховые имеют право просить застрахованного предоставить письменные доказательства о том, что заболевание возникло давно, или требовать пройти своего врача.
➤Отказ во въезде в страну назначения
Здесь надо учитывать, в какую страну турист хочет выехать. Часть рисков страховые оплачивают. Но в оформлении полиса откажут, если, например, в стране назначения ведутся боевые действия или она закрыта по причине карантина.
Также страховку не оформят, если у выезжающего лица есть гражданство государства, в которое он следует.
Какие случаи не являются страховыми
Нельзя застраховать следующие обстоятельства:
- форс-мажоры (военные операции, стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации и т.д.). Правило применимо как для страны назначения, так и для страны отправления;
- срочный вызов на работу (до момента отъезда) и подобные обстоятельства (кроме вызовов в госучреждения);
- проблемы с поездкой из-за некорректно оформленных документов (в том числе по вине туроператора).
Что влияет на стоимость полиса
Себестоимость страховки формируется из четырех основных факторов:
- возраст страхуемого;
- страна назначения;
- включенные риски;
- страховая сумма.
➤Возраст страхуемого
Страховые компании применяют повышающий коэффициент к туристам определенных возрастных категорий. Например, для граждан 65-69 лет он составит 1,75, а для пенсионеров 70-75 лет уже 2,25. Туристам более старшего возраста могут и вовсе отказать в оформлении полиса.
➤Страна назначения
Сумма страховки зависит от удаленности страны назначения и от возможных рисков на ее территории (например, связанные с ковидными ограничениями). Также надо помнить, что при наступлении форс-мажора турист не сможет получить компенсацию.
➤Включенные риски
Помимо базовых рисков страховые могут включать в список несколько десятков дополнительных позиций. Чем больше рисков, тем дороже полис.
➤Страховая сумма
Означает размер максимальной выплаты, которую сможет получить застрахованное лицо при необходимости. Она зависит от выбранной страховой компании, но не может быть более 5 тыс. долларов.
Компании могут устанавливать и дополнительные ограничения, касающиеся гражданства страхуемого, наличия психических заболеваний, наркотических зависимостей, инвалидности.
Некоторые компании не оформляют полис, если целью поездки является не путешествие, а командировка, работа по контракту или учеба.
В выдаче полиса откажут, если у выезжающего есть гражданство страны назначения.
Условия оформления полиса при путешествии по России
Поездки по России каждая компания страхует по определенным критериям. При оформлении полиса учитывается дальность путешествия. Например, программа страхования от “Русского стандарта” подразумевает, что турист должен уехать от дома минимум на 90 км, а от “Ресо-Гарантии” – не менее чем на 300 км.
Помимо этого ряд страховых не страхуют для поездок по России лиц, имеющих иностранное гражданство.
Страховые компании с самым широким пакетом допуслуг
Все перечисленные компании страхуют по гарантированным случаям, а также при травмах (в том числе лечащихся амбулаторно). В таблице собраны популярные случаи дополнительного страхования.
Список рисков | Ингосстрах | Тинькофф | ERV |
Обострение хронических болезней | не указано | + | + |
Нахождение на самоизоляции при карантине | – | + | – |
Отмена поездки из-за карантина в стране назначения | + | + | – |
Вынужденное досрочное возвращение (смерть родственника, проблемы со здоровьем страхуемого) | + | + | + |
Отказ в выдаче визы | + | + | + |
Задержка в возвращении из-за проблем со здоровьем | + | – | не указано |
Досрочное возвращение домой из-за прекращения деятельности авиакомпании, туроператора | + | – | – |
Задержка рейса (механические повреждения, погодные условия, действия третьих лиц) | + | + | не указано |
Порядок подачи документов в страховую при наступлении страхового случаяироким пакетом допуслуг
Если наступил страховой случай, застрахованному прежде всего надо собрать документы, подтверждающие этот факт.
Далее турист заполняет заявление по шаблону страховой компании, в которой указывает все обстоятельства произошедшего.
После этого все собранные документы отправляются по почте или лично передаются в страховую.
ВАЖНО! Перед тем, как обратиться в страховую, турист обязан инициировать взыскание денежных средств напрямую у поставщиков услуг (авиакомпания, гостиница, туроператор и т.д.).
Только после того, как они отказали в компенсации или выплатили только часть суммы, путешественник обращается в страховую с документальным подтверждением проведенных действий.