Дата публикации: 27 мая 2022 г.
Российский туризм в последние два года пользуется большим спросом, поэтому открытие бизнеса в сфере туризма можно рассматривать сегодня как перспективное направление. Минимальное количество вложений для входа, поддержка государства по развитию туризма в России и постоянная потребность людей в путешествиях при правильной организации бизнеса на старте позволит сразу получать доход.
В статье будут разобраны основные особенности организации деятельности в туризме, возможные направления бизнеса, нюансы работы с поставщиками и взаимодействия с клиентами.
➤ Нормативно-правовая база в туризме
➤ Туроператорская деятельность. Поправки в законе.
➤ Турагентская деятельность. Новое: Регистрация в Росреестре.
➤ Виды турагентской деятельности (оффлайн офис/франшиза/самостоятельный агент)
➤ Сколько денег потребуется на этапе старта организации турагентства?
➤ Критерии подбора поставщиков услуг
➤ Особенности подбора персонала турагентства
➤ Выбрать курс и подать заявку на обучение
Нормативно-правовая база в туризме
Пожалуй, главное, с чего стоит начинать вход в бизнес – это актуальная законодательная база выбранной ниши. Говоря о туристической деятельности, мы всегда будем опираться на закон № 132-ФЗ от 24.11.1996 года “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”, с которым важно ознакомиться каждому предпринимателю.
В законе закреплены основные понятия в туризме, обозначена ответственность лиц и прописаны полномочия контролирующих органов
Призываем не игнорировать этот этап, каким бы трудным он не был: многолетняя практика показывает, что турагенты совершают невероятное число ошибок в работе просто от незнания, например границ своей ответственности и компетенции. Чтобы не повторять их опыта, стройте бизнес на твердом законодательном основании.
При подготовке договоров для реализации турпродукта можно опираться на шаблон, предложенный Федеральным агентством по туризму (Ростуризмом) Приложении № 2 ФЗ № 448-Пр-20 от 27.11.2020 года. Данный документ составлен с учетом всех основных требований со стороны закона.
Дополнительные риски, возникающие вследствие меняющейся ситуации на рынке, требуют своевременных корректировок текущих договоров.
Обезопасить свою деятельность можно заключив договор на обслуживание с юридической компанией, специализирующейся в туристской отрасли. Приобретенный пакет документов с актуальными дополнениями поможет минимизировать количество судебных разбирательств.
Туроператорская деятельность. Поправки в законе.
Согласно действующему законодательству туроператором считается юридическое лицо, которое формирует турпродукт, продвигает его и реализует самостоятельно или с помощью турагентств. Организационно-правовая форма работы – только ООО.
Туроператор несет ответственность перед туристами или иными заказчиками за выполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (по условиям проживания, перевозки, заявленных туром программам и другим аспектам, входящим в пакет услуг). Туроператор обязан иметь финансовое обеспечение в виде договора страхования гражданской ответственности или банковской гарантии. Целью данного требования является обеспечение туристу гарантий возврата его денежных средств в случае неисполнения обязательств.
При организации туроператорской деятельности важным для изучения является в том числе новое Постановление правительства РФ № 353 от 12.03.2022 года “Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году” а именно Приложением № 6, которое отменяет ряд установленных ранее требований относительно членства туроператора в объединении туроператоров (предварительно действует на срок до середины-конца 2023 года).
Турагентская деятельность. Новое: Регистрация в Росреестре.
Главным отличием турагента от туроператора является то, что турагенты не создают туристский продукт, а берут на себя только его продвижение и реализацию. Существует такой бизнес за счет комиссии, получаемой от поставщика услуги (туроператора) согласно условиям, указанным в договоре.
Турагентами могут выступать юридические лица с организационно-правовой формой работы как ООО, так и ИП.
Ответственность турагента перед потребителями заключается в своевременном предоставлении необходимой и достоверной информации на стадии заключения договора для обеспечения правильного выбора физическими лицами туристских продуктов. Ответственность турагента перед туроператором регулируется условиями договора.
Согласно поправкам, внесенным в законопроект № 48-ФЗ от 24.03.2021 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» с 01 января 2022 года продавать туры смогут только турагенты, внесенные в единый федеральный Росреестр. Процедура внесения в реестр является обязательной и бесплатной. В документе перечислено, какую именно информация надо подать для внесения в реестр. Также указано, какие обязательства сохраняются у туроператора (турагента) в случае ликвидации его подрядчика.
Обязанность о заполнении сведений о турагентах лежит на туроператорах. Турагенты, в свою очередь, подают данные о своих субагентах. Внесение данных должно быть завершено к 01 июля 2022 года, после которой будут взиматься штрафы за работу турагента вне реестра. За работу без реестра предусмотрен штраф: до 30000 р. для должностных лиц и до 100000 р. для юридических лиц.
Виды турагентской деятельности (оффлайн офис/франшиза/самостоятельный агент)
Для организации бизнеса в туризме можно выбрать разную схему работы:
1➤ Турагентства, работающие по принципу оффлайн офиса. Хорошо знакомы и понятны всем: арендуют помещение, нанимают сотрудников и продают туры как при помощи рекламы, так и всем, кто зашел с улицы. Вложения в рекламу будут зависеть от выбранной локации. Хорошее место с большой проходимостью обеспечит поток клиентов в сезон без рекламных кампаний.
Из минусов для начинающего турагента работы в оффлайн офисе можно отметить большие затраты (на офис, персонал, оборудование, рекламу) и необходимость быстро разобраться во всех процессах самостоятельно.
2➤ Работа по франшизе. Является более молодым направлением, но активно развивающимся: предполагает покупку готового бизнеса у туроператора с дальнейшей выплатой роялти. Турагент получает рабочие инструменты, действенные способы продвижения и громкое имя бренда, на которое можно привлечь гораздо больше клиентов.
Дополнительно у агентства-франчайзи появится ряд ограничений в зависимости от договора. Туроператор может диктовать свои условия по использованию бренда, размещению рекламы в соответствии со стандартами компании, выбор локации офиса по определенным параметрам (близость к метро, первый этаж), организовать парковку для клиентов и т.д.
3➤ Самостоятельный турагент-фрилансер. Заключает договор гражданско-правового характера с туроператором или турагентом и занимается поиском клиентов. Этот способ отлично подойдет для тех, кто ограничен в бюджете и хочет попробовать себя в туристическом бизнесе. Тут важно понимать, что комиссионное вознаграждение при таком способе работы значительно ниже и зарабатывать хорошо можно будет, создав большую базу клиентов.
Сколько денег потребуется на этапе старта организации турагентства?
Наглядную картину может представить таблица с пояснениями:
ЗАТРАТЫ | оффлайн офис | франчайзи | самотурагент |
Аренда офиса | от 20 000 руб. | от 35 000 руб. | – |
Ремонт в офисе | от 18 000 руб. | от 18 000 руб. | – |
Оборудование 1 места | от 80 000 руб. | от 80 000 руб. | от 20 000 руб. |
Телефония и интернет | от 3 000 руб. | от 3 000 руб. | от 800 руб. |
Бухгалтерское обслуживание | от 5 000 руб. | от 5 000 руб. | – |
Юридическое сопровождение | от 5 000 руб. | – | – |
Персонал (зарплата) | от 20 000 руб. | от 20 000 руб. | – |
Продвижение/роялти | от 10 000 руб. | от 25 000 руб. | – |
Оформление ИП/ООО | от 7 000 руб. | от 7 000 руб. | – |
ИТОГО | от 168 000 руб. | от 193 000 руб. | от 20 800 руб. |
Аренда – сумма зависит от выбранной площади и местоположения. Особенно высокой она будет для франчайзинговых агентств. По требованию туроператора точки продаж чаще всего должны быть не менее определенной площади, находиться в местах с хорошей проходимостью.
Ремонт в офисе – также будет самым затратным для компаний, работающих по франшизе из-за условий, которые выдвигают туроператоры.
Оборудование – в цену входит организация рабочего пространства на 1 сотрудника (стол, тумба, кресло, компьютер, канцелярия), а также покупка принтера, шкафа, стульев для посетителей, вешалок, чайника, микроволновки.
Телефония и интернет – стоимость зависит от оператора, скорости интернета и т.д. Удобной будет IP-телефония, которая предлагает опции записи разговоров, создание необходимых переадресаций внутри сотрудников и учет звонков.
Бухгалтерское обслуживание – сумма за минимальное ведение деятельности компании, в случае привлечения аутсорсинговых организаций.
Юридическое сопровождение – услуги сторонних юристов (во франшизу, как правило, эта опция уже заложена).
Персонал (зарплата) – оклад (зависит от квалификации сотрудника) без учтенного установленного процента с продаж туров и т.д.
Продвижение – затраты на рекламные кампании. Зависит от выбранного места офиса (чем дальше от метро, тем больше надо вложить в рекламу) и способа заработка (самостоятельному агенту требуется активнее себя продвигать). Для франчайзи-агентств в эту статью расходов дополнительно включено роялти.
Оформление ИП/ООО – сумма, необходимая для регистрации в налоговой при открытии ИП или ООО.
Список услуг турагентства
Турагенты могут специализироваться как на конкретных направлениях, так и предлагать широкий пакет программ, включая дополнительные услуги.
На первоначальном этапе лучше сосредоточиться на простых турах, которые пользуются большим спросом и не требуют знания нюансов. Например, активным спросом сейчас пользуются внутренний туризм, а также Турция, Египет и другие бюджетные направления.
Дополнительно турагент может оказывать сервис по подбору отдельных услуг, таких как: авиабилеты, трансферы, проживание, билеты на поезд или автобус, консультировать по оформлению виз, бронировать билеты на мероприятия, рекомендовать экскурсионную программу.
Но эти услуги не имеют такого массового спроса, поэтому их предоставление лучше отложить на более поздний этап, когда будут отработаны основные направления деятельности. Так же важно не забывать, что продажу каждой отдельной услуги необходимо оформлять соответствующим договором.
Критерии подбора поставщиков
Для выбора туроператора прежде всего необходимо руководствоваться единым российским реестром туроператоров. Здесь содержатся сведения обо всех поставщиках услуг, у которых есть необходимое финансовое обеспечение. Требования к ним определены в Постановлении правительства РФ № 353 от 12.03.2022 года “Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году”.
Также обязательно нужно внимательно изучить договор. Для надежности к этому можно привлечь стороннего юриста. Он расскажет о возможных рисках исходя из текста документа и поможет застраховать себя от рисков.
Важным является размер вознаграждения, которое туроператор выплачивает турагенту. Оно зависит от политики самого туроператора и от предлагаемых туров.
Познакомиться с деятельностью туроператоров можно на тематических выставках и семинарах, на которых очень удобно наглядно увидеть, что предлагает поставщик услуг.
Особенности подбора персонала турагентства
Для выбора сотрудника в турагентство важно прежде всего найти человека, который сможет внимательно выслушать клиента и подобрать тур, максимально отвечающий его требованиям.
Умение продавать является ключевым навыком менеджера по туризму, так как спектр предложений на рынке может удовлетворить потребности для туриста с разным бюджетом.
Если будущий руководитель является новичком в сфере туризма, то ему также будет полезно пройти специализированные курсы, например, по подготовке менеджеров по туризму. В дальнейшем повысить квалификацию можно будет, участвуя в семинарах или рекламных турах. Это поможет нешаблонно рассказать клиенту о выбранном направлении.
Все этапы изучения деятельности турагентов можно пройти самостоятельности. Но есть возможность сэкономить время и получить грамотные советы от опытных специалистов в сфере туризма. Все это можно сделать на курсе “Как открыть турагентство”.